BUSINESS LAB

Наиболее интересные виды бизнеса в Астане

Автор: Бейсенбай Болат 

В 2015 году обвал цен на нефть, которая является одной из основных статей доходов в государстве, спровоцировал финансовый кризис в Казахстане и девальвацию тенге.

Анализируя текущие процессы по многим параметрам, в данный момент мы наблюдаем возврат к видоизмененным тенденциям 90-х годов прошлого века.

В течение ближайших 10-ти лет Казахстан столкнется с серьезными экономическими проблемами, которые практически уничтожат крупный бизнес, но создадут огромные перспективы для развития малого бизнеса в сегментах дешевого и быстрого строительства, общепита типа «фаст-фуд» и доступного здравоохранения.

В 90-х годах накопление капитала начиналось с торговли и общепита.

При быстром разгосударствлении и стремительном уменьшении госбюджета, а также развале производственного сектора единственным «живым» сегментом экономики было население и потребительский спрос.

С повышением цен на нефть и металлы началась эпоха сырьевой ренты — деньги появились у государства, квазигосударственного сектора и частного сырьевого сегмента.

Поэтому в роли инструмента торговля и общепит уступили место госзакупкам, строительству и финансовым услугам.

Резкое падение сырьевой ренты поставило всю эту модель в шаткое положение — государство и квазигосударственный сектор уже не могут обеспечивать растущую базу для привыкшего к размаху отечественного капитала.

Поэтому капитал переключает внимание на деньги населения, а объектом пристального интереса вновь становятся торговля, общепит и другие услуги.

Так что разворачивание крупносетевых форматов в торговле и общепите неслучайно — именно здесь в ближайшее время будет находиться центр активности.

С учетом глубокого системного и экономического кризиса в Казахстане, наиболее предпочтительными видами бизнеса в Астане представляются:

1. Строительство общежитий секционного типа и хостелов.

2. Создание сети общепита в сегменте fast-food (фаст-фуд).

Большой приток внутренних и трудовых мигрантов в Астану из-за более высоких заработков требует наличия для них недорогого и массового жилья наподобие малосемейных общежитий.

Критическое падение платежеспособности населения привело к тому, что люди стали меньше посещать рестораны и кафе, предпочитая домашнюю кухню или недорогие закусочные и столовые.

1. Строительство общежитий секционного типа и хостелов

В условиях тотального экономического кризиса и с учётом трендов рынка недвижимости Астаны, наиболее востребованным является проектирование, производство и продвижение продуктов «Доходный дом» и «Хостел».

С учетом увеличения важности сегмента «эконом класса», предстоящей выставки EXPO-2017 и ускоренного роста населения Астаны, крайне необходимы общежития секционного типа.

«Доходный дом» – это комнаты в общежитиях, которые будут выставляться в продажу.

«Хостел» – это койко-места в комнатах общежитий, которые будут сдаваться в аренду иностранным гостям и иногородним жителям.

Официальные данные по приросту численности населения Астаны.

Годы 1997 год 2000 год 2005 год 2010 год 2015 год
Численность населения, человек 275 100 381 000 529 335 649 139 852 985
Доля прироста 38,5 % 38,9 % 22,6 % 31,4 %

В Казахстане обеспеченность населения жильем составляет всего 19,6 м2 на 1 человека — это ниже стандартов ООН, которые предполагают 30 м2.

Дефицит жилья составляет 25 000 000 м2 жилых площадей, ежегодно строится лишь 7 000 000 м2.

Ежегодно Астана вводит в эксплуатацию 1 200 000 м2, однако на 1-го человека приходится лишь 21,6 м2 жилья.

Цены на столичное жилье в Астане каждый год растут на 15-17 %.

К основным факторам роста цен относятся:

— большая численность населения и огромный неудовлетворенный спрос;

— застройщики стараются извлечь максимальную пользу со строительства жилого комплекса.

Выставка «Expo» в Астане продлится три месяца — с 10 июня по 10 сентября 2017 года.

Участие в ней примут около 110 стран мира и около 20-ти международных организаций.

Ожидается, что выставку посетят 5 300 000 человек:

— 2 500 000 человек прибудут по железной дороге;

— 1 500 000 человек прилетят самолетами;

— 1 300 000 человек прибудут на автобусах и личных автомобилях.

На время проведения «Астана EXPO-2017» необходимо 32 000 койко-мест в среднем, в пиковые дни она будет доходить до 64 000 койко-мест.

К 2017 году в Астане будет всего лишь 11 000 мест размещения.

Решить эту проблему поможет массовое распространение хостелов.

Хостел  это молодежная гостиница с многоместным размещением, в хостеле имеется минимальное количество дополнительных сервисов, санузлы и душевые на этаже.

На данный момент в мире насчитывается уже около 5 000 официально зарегистрированных хостелов, «пристанища для путешественников» распространены в 60 странах мира. Средняя заполняемость хостелов в Астане составляет порядка 80-85 %, что значительно превышает среднюю заполняемость гостиниц в 30-40 %.

Клиентами хостелов являются иностранные граждане (свыше 60 %), молодежь и студенты, туристические группы и командировочные.

2. Создание сети общепита в сегментеfast food

В Астане широкое распространение на рынке общепита получили точки быстрого обслуживания сегмента fast-food (фастфуд), основными клиентами которых являются школьники, студенты и офисные работники.

Наиболее интересным будет создание китайского фаст-фуда по типу сети «Red Dragon» (Алматы), поскольку численность любителей китайской кухни и общее число китайских бизнесменов в столице неуклонно увеличивается.

Рынок QSR (quick service restaurants) в странах СНГ, в отличие от США и большинства стран Европы, находится на стадии интенсивного роста и далек от насыщения.

Годовой оборот рынка фаст-фуда в Казахстане составляет 150 – 200 млн. $, имеется серьезный потенциал и перспектива роста отрасли.

В Западной Европе доход на душу населения и уровень средней зарплаты высокие — средний чек может достигать 20 $, а в Румынии средний чек на уровне 6 $.

В странах Европы и Азии на потребителя приходится порядка 10–20 игроков быстрого питания, (большие сервисные компании), поэтому можно утверждать, что Казахстан – это только формирующийся рынок, у которого огромные перспективы.

Related Articles

Close