Станьте автором нашего журнала и расскажите свою интересную историю
Отправить материал
Menu & Search
Балсулу Тасбулатова: я хочу быть «островком счастья» для своих детей

Балсулу Тасбулатова: я хочу быть «островком счастья» для своих детей

Гостья рубрики «Персона» Балсулу Тасбулатова, бизнес-тренер, эксперт по отбору и оценке кадров, профориентатор,  рассказала, как выявить уникальный природный потенциал ребенка.  

 

О мечте и детстве

В детстве я хотела стать врачом. Во многом мое желание было связано с моей бабушкой, у которой я росла. С самых малых лет меня окружали врачи – бабушка брала меня с собой на работу в местную стоматологию. Лечить зубы я не боялась, более того всегда с интересом наблюдала за работой зубных врачей. Думаю, это и сформировало у меня желание носить белый халат, помогать людям.

На мой взгляд, дети с самого детства знают, чем они хотят заниматься, они открыто и искренне говорят о том, что хотят делать, а не кем хотят быть. Современные родители, думаю, чаще неосознанно программируют ребенка на ту или иную деятельность. Мы с самого раннего детства твердим: вот вырастишь, станешь врачом, бухгалтером, юристом и т.д. Индивидуальность ребенка, не успев прорасти,  получает определенную программу на будущее.

Известный доктор педагогических наук и психолог Александр Князев говорил, что программа «вшивается» в нас до 3 лет и потом она не меняется. Мы можем изменить отношение к людям, к миру, к себе, мы можем приобретать новые навыки, но та глубинная структура формируется в нас до трех лет.

 

О себе

В 1995 году я окончила среднюю школу №51, затем поступила в Нархоз на факультет «Международные экономические отношения». Еще в школе у меня были способности к точным наукам, но моя мама перевела меня в класс с углубленным изучением английского языка для подготовки к поступлению в экономический ВУЗ. Она была уверена, что экономическое образование и знание английского языка — хороший фундамент для старта.

Именно обучение в языковом классе помогло мне легко поступить в престижный университет и даже потом, после того как я начала работать, очень помогало моей карьере в международной сфере. После окончания Нархоза я работала в известном международном проекте «TACIS», была стажером в ООН в проекте по делам женщин, работала в представительстве Европейской комиссии в Казахстане.

 

О детях и воспитании

Для меня важно, что хочет мой ребенок, есть ли у него желание заниматься той или иной деятельностью.

Я хочу быть «островком счастья» для своих детей, где они находят поддержку, вдохновение, где у них есть источник безусловной любви. Для меня самым важным и основным достижением является моя семья. Нашей семье 20 лет, у нас трое детей. Старшему сыну Хантемиру – 18 лет, Алану — 10 и Алуа — 7 лет. Считаю, что родители являются авторами и режиссерами детства ребенка. В нашей семье с самого раннего детства мы прививаем любовь к спорту и музыке.

Хантемир играет на гитаре и отлично играет в баскетбол, у него хороший спортивный потенциал, с самого детства он демонстрировал великолепную выносливость. Сегодня он заканчивает 12 класс и готовится к поступлению в университет. Алан с 4 лет занимается музыкой, играет на фортепиано. Помню, как лет в 8-9, он впервые услышал на концерте саксофон. Ему так понравился джаз, что он принял решение играть на саксофоне. Сейчас основной инструмент в музыкальной школе флейта, дополнительно саксофон. Алуа играет на скрипке, у нее музыкальные пальчики, отличный слух. Параллельно занимается фигурным катанием.

Наша идея в воспитании детей: заинтересовать, познакомить. Но ни в коем случае не заставлять! Как только мы начинаем заставлять, появляется сопротивление, а это означает потерю времени. Никакого эффекта от такого обучения не будет.

Все успехи и достижения наших детей – это плоды воспитания всей нашей большой семьи и, конечно же, учителей. Мы предоставляем детям свободу выбора деятельности и стараемся развивать в них самостоятельность. Я всегда помню о том, что мы продолжаем учиться быть родителями. Не бывает готовых рецептов на каждую ситуацию.

 О выборе профессии

В жизни каждого человека наступает время, когда нужно всерьез задуматься о выборе профессии. Как правило, это происходит вынужденно – в старших классах школы нужно четко определиться, по каким предметам сдавать экзамены.

Есть люди, которым посчастливилось родиться с ярко выраженным природным талантом. Но это бывает редко. В подавляющем большинстве случаев склонность человека к той или иной деятельности явно не проявляется.

Выбор профессии зачастую бывает довольно хаотичным, непродуманным: либо отдается предпочтение профессии родителей, либо за основу берется спонтанно появившийся интерес к какому-то предмету, причиной которому может быть, например, харизма преподавателя, либо человек не хочет расставаться с друзьями и «за компанию» идет в тот же ВУЗ, что и они. Но за бортом остается главное: реальная склонность человека, его скрытый потенциал. В результате очень часто совершается роковая ошибка.

Необдуманный выбор приводит к тому, что человек будет вынужден в дальнейшем много раз менять место обучения, метаться, пытаться «найти своё» или ему придется устроиться на тягостную, ненавистную работу, вызывающую только расстройство и напряжение. В такой работе человек никогда не достигнет успеха, и дело вовсе не в том, что он неудачник и не способен в принципе достичь успеха. Просто он выбрал неверную стезю.

 

О работе и планах

Создано немало методик, которые помогают выбрать человеку профессию. Методика экспертно-аналитического объединения «Prof-dialog», официальным представителем в Казахстане которого выступаю я, исследует структуру личности, потенциал и качества человека.

Это онлайн платформа, где можно пройти тестирование и получить рекомендации по вопросам профессиональной ориентации, отбора и оценки кадров, карьерного развития и психологической совместимости людей в команде, коллективе, семье.

Методика разработана доктором педагогических наук Александром Князевым – специалистом, долгие годы занимающимся практической психологической диагностикой качеств личности. Он работал в системе специальной государственной службы.

Платформа prof-dialog.com позволяет получить психологический портрет личности и «прорисовать» карьерный путь с учетом его качеств, талантов, базовых ценностей и других особенностей психики.

Большинство предложений в области психодиагностики строятся на применении простых, небольших, и, соответственно, недостаточно надежных методик, в которых не предусмотрена оценка достоверности полученных данных, проверка на искренность.

Используются также методики, построенные на принципах социометрии, когда сотрудники компании оценивают друг друга. Но это очень субъективно, а для нашего менталитета, вообще неприемлемо. Как правило, коллектив негативно оценивает тех, кто выделяется, с кем не сложились отношения, а это часто индивидуалистичные, талантливые в профессии люди.

Верный критерий проверки психологических тестов на надежность – уточнение, применяются ли они в серьезных государственных службах, где работают профессионалы в области тестологии. Наше отличие от существующих платформ в том, что мы используем проверенный временем и практикой инструментарий.

Сейчас я формирую команду экспертов, которым необходимо будет пройти обучение и аттестацию по работе с данной технологией в Казахстане.

 

Не пропустите